По датам

2014

Введите даты для поиска:

от
до

Полезное

Выборки

Решение Верховного суда Республики Калмыкия от 03.02.2014 по делу N 3-1/2014 <Об оспаривании пункта 3.2. Раздела 3 Порядка определения размера арендной платы, условий и сроков внесения арендной платы за использование земельных участков, находящихся в собственности Республики Калмыкия, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, утвержденного Постановлением Правительства Республики Калмыкия от 29 сентября 2008 года N 329 и Приложение N 4 к Порядку в части применения коэффициентов за сверхнормативное использование пастбищ>



ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КАЛМЫКИЯ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 3 февраля 2014 г. по делу № 3-1/2014

Верховный Суд Республики Калмыкия в составе:
председательствующего судьи Сангаджиевой Б.Т.,
при секретаре Цедеевой Г. И.
с участием прокурора Барановой С.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Ц. о признании недействующим в части Порядка определения размера арендной платы, условий и сроков внесения арендной платы за использование земельных участков, находящихся в собственности Республики Калмыкия, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, утвержденного постановлением Правительства Республики Калмыкия от 29 сентября 2008 года № 329,

установил:

Ц. обратилась в суд с указанным заявлением, ссылаясь на то, что является арендатором земельного участка из состава земель сельскохозяйственного назначения, находящегося в собственности Республики Калмыкия. Арендная плата за землю исчислена с применением повышающих коэффициентов за сверхнормативное использование пастбищ, предусмотренных пунктом 3.2. Порядка определения размера арендной платы, условий и сроков внесения арендной платы за использование земельных участков, находящихся в собственности Республики Калмыкия, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, утвержденного постановлением Правительства Республики Калмыкия от 29 сентября 2008 года № 329 и Приложением № 4 к указанному порядку. В результате применения повышающих коэффициентов размер платы за арендуемый ею земельный участок за период с 14 января 2011 года по 31 декабря 2012 года увеличился с 54274, 80 руб. до 271374 руб., т.е. в 41 раз. Полагает, что перечисленные положения Порядка, устанавливающие возможность применения к арендной плате за землю повышающих коэффициентов противоречат федеральному и республиканскому законодательству.
Так, в соответствии со статьями 22, 65 Земельного кодекса РФ и постановлением Правительства РФ № 582 от 16 июля 2009 года "Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации", согласно которым арендная плата за земли, находящиеся в публичной собственности, должна определяться с учетом принципов экономической обоснованности, предсказуемости и предельной простоты расчета, запрета необоснованных предпочтений, учета необходимости поддержки социально значимых видов деятельности, а также недопущения ухудшения положения лиц, ранее переоформивших право постоянного (бессрочного) пользования землей. Эти принципы в оспариваемой части Порядка не соблюдены.
Кроме того, согласно статье 13 Закона РК № 177-IVЗ от 9 апреля 2010 и статье 35 Закона РК № 384-IV-З от 19 ноября 2012 года "Об административных правонарушениях в Республике Калмыкия" превышение норм нагрузки скота на пастбища арендаторами является административным правонарушением, за которое предусмотрена административная ответственность в виде штрафа. Оспариваемые же нормы фактически легализуют это противоправное деяние посредством внесения арендной платы в большем размере.
В связи с этим просила суд признать пункт 3.2. Раздела 3 Порядка определения размера арендной платы, условий и сроков внесения арендной платы за использование земельных участков, находящихся в собственности Республики Калмыкия, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, утвержденного постановлением Правительства Республики Калмыкия от 29 сентября 2008 года № 329 и Приложение № 4 к Порядку в части применения коэффициентов за сверхнормативное использование пастбищ недействующими со дня их принятия.
В ходе судебного разбирательства представитель Ц. - М. дополнил заявленные требования и просил признать недействующим со дня вступления в законную силу решения суда Приложение № 3 к оспариваемому Порядку в редакции постановления Правительства РК от 21 марта 2013 года № 128. В обоснование требования пояснил, что Приложение № 3, определяющее базовые размеры арендной платы за земельные участки, находящиеся в собственности Республики Калмыкия и земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, не соответствуют принципам экономической обоснованности и предельной простота расчетов. В частности, базовые размеры арендной платы за пастбища определены без учета кадастровой стоимости земельных участков. В результате этого значительно превышены предельные размеры арендной платы, установленные постановлением Правительства РФ № 582 от 16 июля 2009 года.
Ц., извещенная о времени и месте проведения судебного разбирательства, не явилась в судебное заседание, обратившись к суду с ходатайством о рассмотрении дела без ее участия.
В судебном заседании представитель Ц. - М. уточнил заявленные требования и просил признать недействующими со дня принятия пункт 3.2. Раздела 3 Порядка определения размера арендной платы, условий и сроков внесения арендной платы за использование земельных участков, находящихся в собственности Республики Калмыкия, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, утвержденного постановлением Правительства Республики Калмыкия от 29 сентября 2008 года № 329 и Приложение № 4 к Порядку в части применения коэффициентов за сверхнормативное использование пастбищ (с последующими изменениями и дополнениями), а Приложение № 3 в Порядку в части установления базовых размеров арендной платы за пастбищные угодья - в редакции постановления Правительства РК от 21 марта 2013 года № 128.
В обоснование заявленных требований указал, что оспариваемые нормы приняты Правительством РК с превышением полномочий в части земель, государственная собственность на которые не разграничена. Установление повышающих коэффициентов произведено с нарушением принципа экономической обоснованности, поскольку никак не связано с доходностью земельного участка. Базовые размеры арендной платы также определены без соблюдения принципов экономической обоснованности и предельной простоты расчетов. В связи с этим просил удовлетворить заявленные требования в полном объеме.
Представители Правительства Республики Калмыкия И., Х.Е. и Х.В. заявленные требования не признали, просили отказать в их удовлетворении. При этом пояснили, что оспариваемые нормы приняты Правительством РК в пределах его полномочий и в соответствии с требованиями федерального и республиканского законодательства. Несмотря на то, что оспариваемое постановление разрабатывалось и принималось до постановления Правительства РФ № 582 от 16 июля 2009 года, в нем учтены все принципы, установленные федеральным нормативным актом. В частности, принципы экономической обоснованности, предельной простоты расчетов, стабильности и неизменности размера арендной платы. Все ставки были рассчитаны на основании статистических данных, научных изысканий, проведенных научными учреждениями по заказу Правительства РК, с учетом особенностей пастбищного землепользования, имеющего иные, по сравнению с пашнями критерии доходности и принципы расчетов. Указание представителя заявителя на необходимость исчисления арендной платы исключительно с применением показателей кадастровой стоимости земли несостоятельны. Повышающие коэффициенты за превышение предельной нагрузки на пастбища введены Правительством РК в целях дисциплинирующего воздействия на арендаторов, для недопущения нерационального использования земли. Учитывая приведенные доводы, полагают, что оснований для удовлетворения заявления не имеется.
Прокурор Баранова С.А. в своем заключении выразила мнение об удовлетворении заявленных требований в части применения повышающих коэффициентов за сверхнормативное использование пастбищ (пункт 3.2. Порядка и Приложение № 4 к Порядку), указав на несоответствие данной части оспариваемого нормативного правового акта федеральному и республиканскому законодательству. В части признания недействующим Приложения № 3 к Порядку, определяющего базовый размер арендной платы, полагала необходимым отказать ввиду отсутствия оснований для удовлетворения данного требования.
Выслушав мнение лиц, участвующих в деле, заключение прокурора, исследовав представленные документы, суд признает заявленные требования подлежащими удовлетворению в части.
Согласно пункту "в" части 1 статьи 72 Конституции РФ вопросы владения, пользования и распоряжения землей находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, и в силу части 2 статьи 76 Конституции РФ по указанным вопросам издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
В силу абзаца 2 пункта 3 статьи 65 Земельного кодекса РФ порядок определения размера арендной платы, порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности субъектов Российской Федерации, органами государственной власти субъектов РФ.
Абзацем 5 пункта 10 статьи 3 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса РФ" установлено, что порядок определения размера, условия и сроки внесения арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 3 статьи 61 Закона Республики Калмыкия "О земле" порядок определения размера арендной платы, порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земли, находящиеся в государственной собственности, устанавливаются Правительством РК.
Таким образом, оспариваемый заявителем нормативный правовой акт принят Правительством РК в пределах его полномочий в соответствии с компетенцией, установленной федеральным и республиканским законодательством и доводы представителя заявителя о превышении Правительством РК в данном случае компетенции противоречат закону.
Приложение № 3 к Порядку определения размера арендной платы, условий и сроков внесения арендной платы за использование земельных участков, находящихся в собственности Республики Калмыкия, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, утвержденного постановлением Правительства Республики Калмыкия от 29 сентября 2008 года № 329 (в редакции постановления Правительства Республики Калмыкия от 21 марта 2013 года № 128) устанавливает базовый размер арендной платы в рублях за гектар за земельные участки из состава земель сельскохозяйственного назначения (вид угодий - пастбища) по районным муниципальным образованиям и городскому округу г. Элисты Республики Калмыкия: Городовиковское - 30 руб., Яшалтинское - 24 руб., Ики-Бурульское - 26 руб., Кетченеровское - 25 руб., Малодербетовское - 27 руб., Сарпинское - 24 руб., Октябрьское - 25 руб., Приютненское - 22 руб., Целинное - 22 руб., Черноземельское - 29 руб., Лаганское - 23 руб., Яшкульское - 31 руб., Юстинское - 23 руб. и г. Элиста - 22 руб.
Анализ положений указанного Приложения № 3 свидетельствует об отсутствии противоречий федеральному и республиканскому законодательству.
Доводы заявителя и его представителя о том, что базовые размеры арендной платы определены Правительством РК без соблюдения принципа экономической обоснованности, опровергаются материалами дела.
Согласно абзацу 2 Основных принципов определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, утвержденным постановлением Правительства РФ от 16 июня 2009 года № 582 (в редакции постановления Правительства РФ от 18 августа 2011 года № 697) арендная плата определяется исходя из принципа экономической обоснованности, в соответствии с которым она устанавливается в размере, соответствующем доходности земельного участка, с учетом категории земель, к которой отнесен такой земельный участок, и его разрешенного использования, а также с учетом государственного регулирования тарифов на товары (работы, услуги) организаций, осуществляющих хозяйственную деятельность на таком земельном участке, субсидий, предоставляемых организациям, осуществляющим деятельность на таком участке.
Как видно из представленных Правительством РК документов, базовые размеры разработаны и установлены не произвольно, а с учетом экономических, экологических показателей, а также особенностей пастбищного животноводства, которое является приоритетным направлением в сельскохозяйственном производстве республики.
При разработке базовых размеров были использованы статистические данные, предоставленные органами государственной статистики, а также Министерством сельского хозяйства Республики Калмыкия за предыдущие периоды, характеризующие показатели доходности земель с учетом кормоемкости пастбищ, урожайности естественных кормов, их себестоимости, трудовые и материальные затраты на производство кормов, как в среднем по республике, так и в разрезе по отдельным районам.
Перечисленные данные, на основании которых определены базовые размеры арендной платы, являются результатом научно-изыскательских работ, проведенных научными учреждениями (Государственное научное учреждение "Калмыцкий научно-исследовательский институт сельского хозяйства", ОАО Калмыцкий научно-исследовательский и проектно-изыскательский институт земельных ресурсов), коллективами ученых Калмыцкого государственного университета и общественными организациями ученых.
Указание представителя заявителя на сложность определения базового размера арендной платы, также не свидетельствует о несоответствии данной части оспариваемого нормативного акта Основным принципам определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, утвержденным постановлением Правительства РФ от 16 июня 2009 года № 582 (в редакции постановления Правительства РФ от 18 августа 2011 года № 697), поскольку базовый размер является одной из постоянных составляющих формулы для расчета арендной платы и не требует от арендатора самостоятельного исчисления.
Кроме того, принцип предельно допустимой простоты расчета согласно абзацу 4 Основных принципов относится к расчету самой арендной платы, а не ее составляющих.
Размер арендной платы определяется пунктом 3.2. Порядка (который оспаривается заявителем лишь в части применения повышающего коэффициента) и представляет из себя формулу, включающую 4 показателя - базовый размер арендной платы, площадь земельного участка, коэффициент за сверхнормативное использование пастбищ и коэффициент водообеспеченности.
Ссылки представителя заявителя на необходимость исчисления арендной платы за землю исключительно с применением показателей кадастровой стоимости в соответствии с подпунктом "в" пункта 3 Правил определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ от 16 июля 2009 года № 582, также не основаны на законе.
Правила, на которые в обоснование своего довода ссылается представитель заявителя, регулируют правоотношения по аренде земель, находящихся в собственности Российской Федерации.
В силу пункта 5 статьи 65 Земельного кодекса РФ кадастровая стоимость устанавливается для целей налогообложения и иных случаев, предусмотренных Земельным кодексом РФ и федеральными законами. Она также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности.
Следовательно, кадастровая стоимость в силу закона не является обязательным критерием при определении размера арендной платы за землю.
Учитывая изложенное, суд в силу части 1 статьи 253 Гражданского процессуального кодекса РФ не находит оснований для удовлетворения требований Цеденовой В.В. о признании недействующим Приложения № 3 к Порядку определения размера арендной платы, условий и сроков внесения арендной платы за использование земельных участков, находящихся в собственности Республики Калмыкия, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, утвержденного постановлением Правительства Республики Калмыкия от 29 сентября 2008 года № 329 (в редакции постановления Правительства Республики Калмыкия от 21 марта 2013 года № 128).
Требования заявительницы о признании недействующими пункта 3.2 Порядка определения размера арендной платы, условий и сроков внесения арендной платы за использование земельных участков, находящихся в собственности Республики Калмыкия, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, утвержденного постановлением Правительства Республики Калмыкия от 29 сентября 2008 года № 329 (с последующими изменениями и дополнениями) в части применения в формуле расчета арендной платы за земельный участок коэффициента за сверхнормативное использование пастбищ, а также Приложения № 4 к Порядку признаются судом обоснованными и подлежащими удовлетворению.
В соответствии с пунктом 3.2. Порядка коэффициент за сверхнормативное использование пастбищ является составляющей формулы для определения размера годовой арендной платы за использование земель сельскохозяйственного назначения, когда видом сельскохозяйственного угодья является пастбище.
Размеры коэффициента установлены Приложением № 4 к Порядку и составляют в зависимости от степени использования пастбищ: повышенная степень (от 1, 00 до 1, 5) - 1, 5, сверх повышенная (от 1, 5 до 2, 0) - 2, предельно повышенная (от 2, 00 до 2, 5) - 2, 5, высокая (от 2, 5 до 3, 0) - 3, 0, сверх высокая (от 3, 0. до 3, 5) - 3, 5, предельно высокая (от 3, 5 до 4, 0) - 3, 5 предельно высокая (от 3, 5 до 4, 0) - 5, 0, чрезвычайно высокая (свыше 4) - определяется как степень использования пастбищ, умноженная на 2, а при отсутствии сведений о наличии поголовья сельскохозяйственных животных - 10.
Принимая во внимание, что указанный повышающий коэффициент является одним из элементов, на основании которых рассчитывается размер арендной платы, он должен соответствовать Основным принципам определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, утвержденным постановлением Правительства РФ от 16 июня 2009 года № 582.
Вместе с тем, представителями Правительства РК не приведено надлежащих доказательств экономической обоснованности указанных коэффициентов.
Доводы представителей Правительства о том, что эти коэффициенты имеют превентивное и дисциплинирующее воздействие на арендаторов и направлены на обеспечение рационального использования земельных угодий и на сохранение качества земли, не могут служить правовым основанием для их применения при расчете размера арендной платы за землю.
Кроме того, как правильно указано заявителем и его представителем, нарушение установленных норм нагрузки скота на единицу пастбища является в силу статьи 35 Закона Республики Калмыкия от 19 ноября 2012 года № 384-IV-З "Об административных правонарушениях в Республике Калмыкия" административным правонарушением, за которое законом предусмотрена административная ответственность в виде штрафа.
Аналогичная норма содержалась и в прежних редакциях Закона Республики Калмыкия "Об административных правонарушениях в Республике Калмыкия", действовавших на момент принятия оспариваемого нормативного правового акта.
Таким образом, введение оспариваемых заявителем повышающих коэффициентов по существу представляет собой дополнительную меру ответственности за действие, которое в силу закона уже является противоправным административно-наказуемым деянием.
При таких данных суд в соответствии с частью 2 статьи 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации приходит к выводу о необходимости признания пункта 3.2 Порядка определения размера арендной платы, условий и сроков внесения арендной платы за использование земельных участков, находящихся в собственности Республики Калмыкия, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, утвержденного постановлением Правительства Республики Калмыкия от 29 сентября 2008 года № 329 (с последующими изменениями и дополнениями) в части применения в формуле расчета арендной платы за земельный участок коэффициента за сверхнормативное использование пастбищ, а также Приложения № 4 к Порядку недействующими со дня их принятия. Руководствуясь статьями 194 - 198, 253 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд

решил:

Заявление Ц. удовлетворить частично. Пункт 3.2 Порядка определения размера арендной платы, условий и сроков внесения арендной платы за использование земельных участков, находящихся в собственности Республики Калмыкия, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, утвержденного постановлением Правительства Республики Калмыкия от 29 сентября 2008 года № 329 (с последующими изменениями и дополнениями) в части применения в формуле расчета арендной платы за земельный участок коэффициента за сверхнормативное использование пастбищ, а также Приложение № 4 к Порядку признать недействующими со дня принятия. В удовлетворении требований о признании недействующим Приложения № 3 к Порядку определения размера арендной платы, условий и сроков внесения арендной платы за использование земельных участков, находящихся в собственности Республики Калмыкия, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, утвержденного постановлением Правительства Республики Калмыкия от 29 сентября 2008 года № 329 (в редакции постановления Правительства Республики Калмыкия от 21 марта 2013 года № 128), отказать. Обязать редакцию газеты "Хальмг унн" после вступления решения в законную силу опубликовать сообщение о данном решении. Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации через Верховный Суд Республики Калмыкия в течение месяца со дня принятия в окончательной форме.

Председательствующий
Б.САНГАДЖИЕВА

Судья
Б.САНГАДЖИЕВА


------------------------------------------------------------------