Постановление Главы администрации Сарпинского РМО Республики Калмыкия от 06.11.2014 N 436-п "О муниципальной программе "Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 - 2017 годы и период до 2020 года Сарпинского РМО РК"
АДМИНИСТРАЦИЯ
САРПИНСКОГО РАЙОННОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
РЕСПУБЛИКИ КАЛМЫКИЯ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 6 ноября 2014 г. № 436-п
О МУНИЦИПАЛЬНОЙ ПРОГРАММЕ "УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ СЕЛЬСКИХ
ТЕРРИТОРИЙ НА 2014 - 2017 ГОДЫ И ПЕРИОД ДО 2020 ГОДА
САРПИНСКОГО РМО РК"
В целях уточнения перечня мероприятий предусмотренных Программой финансируемых в 2014 - 2017 гг., руководствуясь Положением об администрации Сарпинского районного муниципального образования Республики Калмыкия, постановить:
1. Муниципальную программу "Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года" изложить в следующей редакции: (Приложение № 1).
2. Контроль исполнения настоящего постановления возложить на и.о. заместителя Главы Администрации Сарпинского РМО РК Емельянова В.Ю.
3. Настоящее постановление вступает в силу с момента подписания и подлежит официальному опубликованию и размещению на официальном сайте Администрации Сарпинского районного муниципального образования Республики Калмыкия.
Глава Администрации
Сарпинского РМО РК
Ю.ЖУКОВ
Приложение № 1
к Постановлению Администрации
Сарпинского РМО РК
от 6 ноября 2014 г. № 436-п
МУНИЦИПАЛЬНАЯ ПРОГРАММА
"УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ СЕЛЬСКИХ ТЕРРИТОРИЙ
НА 2014 - 2017 ГОДЫ И НА ПЕРИОД ДО 2020 ГОДА
САРПИНСКОГО РАЙОННОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
РЕСПУБЛИКИ КАЛМЫКИЯ"
ПАСПОРТ
Муниципальной программы "Устойчивое развитие сельских
территорий на 2014 - 2017 годы и на период до 2020 года
Сарпинского районного муниципального образования
Республики Калмыкия"
Наименование Программы
- муниципальная программа "Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года Сарпинского районного муниципального образования Республики Калмыкия"
Основание для разработки
- распоряжение Правительства Российской Федерации от 30 ноября 2010 г. № 2136-р и от 8 ноября 2012 г. № 2071-р, постановление Правительства Российской федерации от 15 июля 2013 г. № 598 "Об утверждении федеральной целевой программы "Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года"
Заказчик, координатор Программы
- Администрация Сарпинского районного муниципального образования Республики Калмыкия
Разработчик Программы
- отдел экономики, ЖКХ и градостроительства администрации Сарпинского районного муниципального образования Республики Калмыкия, администрация СМО
Цели и задачи Программы
Цели:
- улучшение условий жизнедеятельности на сельских территориях Сарпинского районного муниципального образования Республики Калмыкия;
- улучшение инфраструктурного климата в сфере АПК на сельских территориях за счет муниципального образования, реализуя инфраструктурные мероприятия в рамках Программы;
- содействие созданию высокотехнологичных рабочих мест на сельских территориях муниципального образования.
Задача:
- повышение уровня комплексного обустройства объектами социальной и инженерной инфраструктуры сельских территорий муниципального образования.
Целевые индикаторы Программы
Ввод в действие объектов инженерной инфраструктуры:
- 28,2 км распределительных газовых сетей;
- 99,8% увеличения уровня газификации жилых домов (квартир) сетевым газом;
- 98,088 км локальных водопроводов;
- увеличение уровня обеспеченности населения питьевой водой с 14% до 77,28%;
- ввод в эксплуатацию автомобильных дорог общего пользования с твердым покрытием 6 км;
- 139 рабочих мест, созданных на сельских территориях районного муниципального образования
Сроки и этапы реализации Программы
2014 - 2020 годы, поэтапная реализация не предусмотрена
Объемы и источники финансирования Программы
Общий объем финансирования Программы составляет 457826,1 тыс. руб., в том числе:
- средства федерального бюджета - 181615,42 тыс. руб.;
- средства республиканского бюджета - 229421,3 тыс. руб.
- средства муниципального бюджета - 35885,16 тыс. руб.;
- средства внебюджетных источников -10904,3 тыс. руб.
Ожидаемые результаты реализации Программы
Комплексное обустройство населенных пунктов, расположенных в сельской местности, объектами социальной и инженерной инфраструктуры, как следствие улучшение условий проживания сельского населения и повышения инвестиционной привлекательности РМО.
I. Характеристика проблемы
Решение задач по повышению уровня и качества жизни населения, устойчивому развитию сельских территорий, предусмотренное Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. № 1662-р, а также задачи по продовольственному обеспечению населения страны, предусмотренной Доктриной продовольственной безопасности Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 30 января 2010 г. № 120, требует пересмотра места и роли сельских территорий в осуществлении стратегических социально-экономических преобразований в стране, в том числе принятия мер по созданию предпосылок для устойчивого развития сельских территорий путем:
- повышение уровня комфортности условий жизнедеятельности;
- повышения доступности улучшения жилищных условий для сельского населения;
- повышения престижности сельскохозяйственного труда и формирования в обществе позитивного отношения к сельскому образу жизни;
- улучшения демографической ситуации;
- развития в сельской местности местного самоуправления и институтов гражданского общества.
Наращивание социально-экономического потенциала сельских территорий, придание этому процессу устойчивости и необратимости является стратегической задачей государственной аграрной политики, что закреплено в Федеральном законе № 264-ФЗ "О развитии сельского хозяйства".
Сложившаяся за годы реформ социальная ситуация на селе, выраженная в обесценивании сельскохозяйственного труда, отсутствии общественно приемлемых условий жизнедеятельности в сельской местности, является тормозом формирования социально-экономических условий устойчивого развития сельских территорий.
В настоящее время в результате резкого спада сельскохозяйственного производства и ухудшения финансового положения отрасли социальная сфера находится в кризисном состоянии. Увеличилось отставание села от города по уровню и условиям жизнедеятельности, нарастают негативные изменения в образе жизни сельского населения. Основная масса сельских населенных пунктов характеризуется бытовой неустроенностью.
Низкая оплата труда, а также отсутствие рабочих мест при недостаточном уровне оказания социальных услуг, необеспеченность жильем создают для населения, особенно для молодежи, непривлекательность проживания в сельской местности. Возросла интенсивность миграции молодежи из села в возрасте до 30 лет.
Ухудшается и демографическая ситуация на селе. Естественная убыль сельского населения за последние годы увеличилась, снижается продолжительность жизни.
В результате на селе сложилась неблагоприятная ситуация, прогрессирует обезлюдение сельских территорий, преобладает низкий уровень развития инженерной и социальной инфраструктуры.
Преобладает снижение качества жизни в сельской местности, сокращение сети учреждений социальной инфраструктуры. Недостаточно дошкольных учреждений в сельской местности, общеобразовательные школы, учреждений культурно - досугового типа находятся в непригодном состоянии. Имеющиеся в сельской местности многие фельдшерско-акушерские пункты расположены в приспособленных зданиях, не имеющих коммунальных удобств.
Большое количество семей нуждаются в улучшении жилищных условий.
Уровень благоустройства сельского жилищного фонда остается низким. Многие сельские поселения, лишены связью, с сетью путей сообщения общего пользования, из-за отсутствия дорог с твердым покрытием, отвечающим нормативным стандартам.
Учитывая объективные особенности развития сельских территорий и имеющийся значительный разрыв в уровне и качестве жизни на селе по сравнению с городскими территориями, достижение прогресса в изменении сложившейся ситуации возможно только на условиях использования программно-целевого метода, в том числе постановки задачи, определения путей ее решения с привлечением средств федерального, республиканского и местных бюджетов, внебюджетных средств.
В результате реализации программных мероприятий значительно улучшится инженерное обустройство жилищного фонда: увеличится уровень газификации, уровень обеспеченности сельского населения питьевой водой, улучшится обеспеченность автомобильными дорогами общего пользования.
Расширится сеть учреждений социальной сферы на селе.
В связи с этим, устойчивое развитие сельских территорий отнесено к числу приоритетных направлений Администрации Сарпинского районного муниципального образования Республики Калмыкия, инструментом реализации которых является настоящая Программа.
Сарпинский район состоит из 10 муниципальных образований с 17 населенными пунктами, в т.ч. 9 сельских и 1 районное, образованное в 2003 году. Сарпинское районное муниципальное образование Республики Калмыкия осуществляет свою деятельность на основании Устава Сарпинского районного муниципального образования, принятого решением Собрания депутатов Сарпинского РМО РК № 1 от 07.02.2001 года с изменениями и дополнениями, зарегистрированного в Народном Хурале (Парламенте) Республики Калмыкия 29.06.2005 года № 8-4, зарегистрированного в Управлении Министерства юстиции РФ по ЮФО
Границы территорий сельских муниципальных образований установлены Законами Республики Калмыкия от 28.02.2003 года № 297-II-З - 305-II-З.
По состоянию на 01.01.2013 г. население Сарпинского района составляет 13076 человек, в трудоспособном возрасте - 7547 человека, зарегистрировано безработных 181 человек.
Фонд оплаты труда за 2012 год составил 344452,4 тыс. руб.
В 2012 г. средняя начисленная заработная плата выросла по сравнению с 2011 годом 15,9% и составила 13179,2 рублей (2011 г. -11371,6 рублей).
Основными производственными направлениями хозяйственной деятельности на территории Сарпинского районного муниципального образования Республики Калмыкия является производства сельскохозяйственной продукции.
В структуре занятости в 2012 г. на долю занятых, в сельском хозяйстве приходится 34,6%. Площадь сельхозугодий района составляет 349,6 тыс. га, в т.ч. пашня - 151,0 тыс. га, пастбища - 195,5 тыс. га
Всего в районе 535 хозяйств, которые занимаются производством с/х продукции, в том числе: 4-СПК, 2-ООО,138 КФХ, а также 391 ЛПХ. По данным Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Республике Калмыкия на 1 января 2013 г. в хозяйствах всех категорий Сарпинского района валовой сбор сельскохозяйственных культур составил: зерновые культуры (в первоначально-оприходованном весе) - 18778,4 тонн, масличные культуры - 193,1 тонн, картофель - 1395,5 тонн, овощи - 854,0 тонн. Производство продукции животноводства на 1 сентября 2013 г. в хозяйствах всех категорий района составило: скот и птица на убой в живом весе - 3504,0 тонн, молоко - 5986,9 тонн, яйца - 796 тыс. штук.
Общая площадь жилищного фонда сельских поселений находящихся на территории Сарпинского районного муниципального образования Республики Калмыкия на 01.01. составила 235005,1 кв. м. Обеспеченность жильем в 2012 г. составила 18 кв. м в расчете на одного сельского жителя.
Средний уровень благоустройства жилищного фонда по обеспеченностью электроэнергией составляет - 100%, водопроводом - 14%, сетевым газоснабжением - 94,8%.
В сельских поселениях по состоянию на 01.01.2013 года функционируют
- 10 муниципальных средних школ;
- 3 муниципальные основные школы;
- 3 учреждения дополнительного образования (РДДТ, СДЮСШОР, СДШИ);
- 1 оздоровительное учреждение (лагерь "Салют");
- 2 дошкольных образовательных учреждения;
- 2 офиса врача общей практики;
- 6 фельдшерско-акушерских пунктов;
- 3 врачебных амбулаторий;
- 1 учреждение культуры;
- 8 социально-культурных центров.
Все социально-культурные центры требуют капитального ремонта.
На 01.01.2013 г. к системе газоснабжения подключены 11 из 17 населенных пунктов. По состоянию на 01.01.2013 г. система газоснабжения подведена к 95,2% домовладений сельских поселений Сарпинского районного муниципального образования Республики Калмыкия. В период с 2014 - 2020 гг. планируется подключить к сетевому газу 5 населенных пунктов.
По состоянию на 01.01.2013 г. система водоснабжения частично функционирует только в районном центре. Основная часть населения пользуется привозной водой. Жители сельских населенных пунктов района имеют острую потребность в обеспечении водопроводной водой. В период 2014 - 2020 годы требуется обеспечить водопроводной питьевой водой 10 населенных пунктов Сарпинского районного муниципального образования Республики Калмыкия.
Протяженность автомобильных дорог общего пользования составляет 233,8 км, в том числе с твердым покрытием 80,1%. Протяженность автомобильных дорог общего пользования муниципального значения составляет 79,69 км, в том числе с твердым покрытием 60,4%.
Численность населения по населенным пунктам:
Садовское СМО - с. Садовое - 6066 чел.; п. Арым - 67
Шарнутовское СМО - п. Шарнут - 1054 чел.; п. Новый - 181 чел.;
Уманцевское СМО - с. Уманцево - 651 чел.;
Салынтугтунское СМО - п. Салын-Тугтун - 509 чел.; п. Догзмакин - 142 чел.
п. Каажихин - 175 чел.; п. Ик-Заргакин - 43 чел.;
Обильненское СМО - с. Обильное - 1163 чел.; п. Листа - 10;
Коробкинское СМО - п. Коробкин - 314 чел.;
Кировское СМО - с. Кировское - 587 чел.; п. Годжур - 455 чел.;
Кануковское СМО - с. Кануково - 931 чел.;
Аршаньзельменское СМО - п. Аршань-Зельмень - 693 чел.; п. Шин - 32 чел.
Число дворов:
Садовское СМО - с. Садовое - 2125.; п. Арым - 18
Шарнутовское СМО - п. Шарнут - 351.; п. Новый - 52.;
Уманцевское СМО - с. Уманцево - 193.;
Салынтугтунское СМО - п. Салын-Тугтун - 144.; п. Догзмакин - 28.
п. Каажихин - 43.; п. Ик-Заргакин - 9;
Обильненское СМО - с. Обильное - 375.; п. Листа - 7;
Коробкинское СМО - п. Коробкин - 103.;
Кировское СМО - с. Кировское - 136.; п. Годжур - 42;
Кануковское СМО - с. Кануково - 334.;
Аршаньзельменьское СМО - п. Аршань-Зельмень - 194; п. Шин - 16.
Наличие объектов социальной и инженерной инфраструктуры по сельским населенным пунктам и СМО указано в приложении № 4 к настоящей Программе
II. Основные цели и задачи Программы
Настоящая Программа является инструментом реализации государственной политики в области устойчивого развития сельских территорий, направления которой определены Концепцией устойчивого развития сельских территорий Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 ноября 2010 г. № 2136-р. В соответствии с Концепцией целями государственной политики в области развития сельских территорий являются повышение уровня и качества жизни сельского населения, замедление процессов депопуляции и стабилизация численности сельского населения.
Основная задача данной Программы - это повышение уровня комплексного обустройства объектами социальной и инженерной инфраструктуры сельских территорий муниципального образования.
Программа направлена на создание предпосылок для устойчивого развития сельских территорий Сарпинского районного муниципального образования Республики Калмыкия посредством достижения следующих целей:
- улучшение условий жизнедеятельности на сельских территориях Сарпинского районного муниципального образования;
- улучшение инфраструктурного климата в сфере АПК на сельских территориях муниципального образования за счет реализации инфраструктурных мероприятий в рамках Программы;
- содействие созданию высокотехнологичных рабочих мест на сельских территориях муниципального образования;
Достижение целей Программы предусматривается осуществлять с учетом:
- размещение объектов социальной и инженерной инфраструктуры в соответствии с генеральными планами сельских поселений Сарпинского районного муниципального образования Республики Калмыкия;
- преимущественное обустройство объектами социальной и инженерной инфраструктуры населенных пунктов, расположенных в сельской местности, в которых развивается агропромышленное производство, реализуются или имеются планы по реализации инвестиционных проектов в агропромышленной сфере;
- использование механизмов государственно-частного партнерства и привлечение средств внебюджетных источников для финансирования мероприятий программы, включая средства населения и организаций.
Для оценки достижения поставленных целей предусмотрена система целевых индикаторов и показателей.
Значения целевых индикаторов и показателей по годам реализации Программы приведены в Приложении № 1 к данной Программе.
III. Мероприятия Программы
Перечень мероприятий Программы сформирован в соответствии с основными направлениями Концепции устойчивого развития сельских территорий Российской Федерации на период до 2020 года и Концепции Программы с учетом анализа современного состояния и прогнозов развития сельских территорий, итогов реализации Программы социального развития села, а также с учетом комплексного подхода к решению социально-экономических проблем развития сельских территорий на основе принципов проектного финансирования и комплексного планирования развития сельских территорий на основе документов территориального планирования и генеральных планов сельских поселений.
В состав Программы включены следующие мероприятия:
1. Комплексное обустройство населенных пунктов, расположенных в сельской местности, объектами социальной и инженерной инфраструктуры:
а) развитие сети спортивных сооружений в сельской местности;
б) развитие сети учреждений культурно - досугового типа в сельской местности;
в) развитие газификации в сельской местности;
г) развитие водоснабжения в сельской местности;
д) развитие сети автомобильных дорог.
Реализация мероприятий по комплексному обустройству населенных пунктов, расположенных в сельской местности, объектами социальной и инженерной инфраструктуры осуществляется по направлению обустройство населенных пунктов, расположенных в сельской местности, объектами социальной и инженерной инфраструктуры.
Реализация данных мероприятий предусмотрена с учетом оказания финансовой поддержки муниципальным бюджетам из средств федерального, регионального бюджетов и внебюджетных источников.
Система программных мероприятий по годам реализации приведена в Приложении № 2 к данной Программе.
IV. Обоснование ресурсного обеспечения Программы
Программа реализуется за счет средств федерального бюджета бюджетов Республики Калмыкия, муниципальных образования Сарпинского районного муниципального образования Республики Калмыкия, с так же внебюджетных источников.
Общий объем финансирования Программы составляет 457826,1 тыс. руб.
В том числе по источникам финансирования:
федеральный бюджет 181615,42 тыс. руб.;
республиканский бюджет 229421,3 тыс. руб.;
местные бюджеты (СМО) 35885,16 тыс. руб.;
внебюджетные источники 10904,3 тыс. руб.
Объемы финансирования Программы по источникам финансирования и направления расходования денежных средств приведены в Приложении № 3 к Программе.
Суммы бюджетных ассигнований уточняются ежегодно.
Предоставление средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации на реализацию мероприятий настоящей Программы осуществляется на основании соглашений, заключаемых Министерством сельского хозяйства Российской Федерации с органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации, а так же органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации с органом местного самоуправления.
Органы местного самоуправления ежегодно в сроки и по форме, установленные Постановлением Правительства Республики Калмыкия от 20.02.2014 г. № 52 предоставляет, заявку на предоставление субсидий на реализацию мероприятий настоящей Программы.
V. Механизм реализации Программы
Заказчиком Программы является Администрация Сарпинского районного муниципального образования Республики Калмыкия.
Администрация Сарпинского районного муниципального образования Республики Калмыкия и администрации СМО:
- несут ответственность за подготовку и реализацию Программы в целом, включая подготовку проектов нормативных актов Администрации Сарпинского районного муниципального образования Республики Калмыкия, администраций СМО об утверждении Программы, внесении в нее изменений, досрочном прекращении реализации
- осуществляют анализ использования средств федерального бюджета, регионального, местного бюджетов, привлеченных внебюджетных средств и разрабатывает предложения по повышению эффективности использования финансовых ресурсов на реализацию Программы;
- обеспечивает координацию взаимодействия с органами власти Республики Калмыкия в рамках соглашений, заключенных с ними о предоставлении субсидий за счет средств федерального бюджета, регионального бюджетов на софинансирование мероприятий Программы;
- несут ответственность за своевременную и качественную подготовку и реализацию мероприятий Программы, обеспечивают эффективное использование средств, выделенных на реализацию мероприятий Программы;
- разрабатывают нормативные правовые акты, необходимые для эффективной реализации мероприятий Программы;
- вносит предложения по уточнению затрат по мероприятиям Программы на очередной финансовый год и механизмов их реализации;
- осуществляет ведение ежеквартальной отчетности о реализации мероприятий Программы;
- осуществляет подготовку информации о ходе реализации мероприятий Программы;
- организуют размещение на официальном сайте муниципального заказчика в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" информации о ходе и результатах реализации мероприятий Программы.
Перечень необходимых к принятию нормативно-правовых актов для финансирования и реализации мероприятий программы указан в Приложении № 5 к настоящей Программе.
VI. Оценка социально-экономической и экологической
эффективности реализации Программы
Формирование предпосылок для устойчивого развития сельских территорий является базовым условием для стабильного наращивания объемов сельскохозяйственного производства и решения задач продовольственной безопасности муниципального образования Сарпинского районного муниципального образования Республики Калмыкия.
Использование комплексного подхода к повышению уровня комфортности проживания в сельской местности будет способствовать созданию благоприятных условий для повышения инвестиционной активности в агропромышленном комплексе, созданию новых рабочих мест, расширению налогооблагаемой базы местных бюджетов.
Программа носит социально ориентированный характер. Приоритетными направлениями ее реализации являются комплексное обустройство сельских поселений, содействие улучшению условий жизнедеятельности сельского населения. В совокупности указанные мероприятия направлены на облегчение условий труда и быта в сельской местности, улучшения демографической ситуации, способствуют увеличению продолжительности жизни и рождаемости в сельской местности.
Оценка эффективности реализации мероприятий программы производится путем сравнения фактически достигнутых значений целевых индикаторов и показателей за соответствующий год с утвержденными на год значениями целевых индикаторов и показателей.
------------------------------------------------------------------